Появившаяся в лихую годину граница разделила один народ на два авторитарных государства и теперь таможенники ходят друг к другу в гости с папкой бумаг и стаканом чая. Поскольку на web-камерах можно смотреть, как хорошо работает российский погранпереход, азербайджанские коллеги не допускают создания на нем очереди больше 6 машин. Но, по-порядку…
Между РФ и Азербайджаном 4 погранперехода, но автомобили пропускают через два — основной «Яраг-Казмаляр» и случайно притулившийся рядом с железной дорогой «Тагиркент-Казмаляр».
Летние путешественники настоятельно советовали ехать через небольшой «Тагиркент-Казмаляр», если водителю не страшно было ок. 20 км разбитого асфальта и грейдированной дороги, дескать машин поменьше. Но ведь и служивых поменьше! В несезон время прохождения получается одинаковым.
Все четыре МАПП помимо автоматических шлагбаумов закрыты воротами — вот когда понимаешь смысл слов «граница на замке».
Ленивая логика действий российский служивых на маленьком погранпереходе проста и понятна: чужие тут не ездят. Прошли мимо несколько раз, спросили не везу ли чего запрещенного, по-открывали все двери и бардачки в машине, пришел пограничник и поставил печати. «А вот и интрига!» — хмынкул он, обнаружив в паспорте моего попутчика армянские штампики.
На азербайджанском ПП водитель остается с машиной, а пассажиры переходят отдельно, взяв с собой ручную кладь. «Что, все сумки брать?» — «Ну возьмите хотя бы по одной сумке!»
Водителю прежде всего нужно оформить страховку — «зеленую карту», что в Ханобе делают сотрудники в окошке с непонятным статусом, один вводит все данные, другой принимает оплату 25 манат рублями по грабительскому в полтора раза курсу. Можно ли оформить «зеленую карту» в России через инет я так и не понял, поскольку все предложения кончались словами о доставке чего-то курьером. На оформленной бумажке появляется штрих-код, который потом сканируется в каждом окошке — очевидно, в Азербайджане есть какая-то объединенная БД.
В следующем окошке таможенник заполняет за вас декларацию: «Вы ничего такого не везете?» — «Какого?» — «Ну, такого, гаджеты какие-нибудь?» — «Смартофон.« — «Нет, а что-то другое?» — «Что?» — «Модные штучки?» — «Какие?»- «Ну, такие… дрона не везете?» — не выдерживает таможенник. «Нет, я знаю, что у Вас они запрещены.»
«А что же написать в декларации?» — «Напишите, что два фотоаппарата, 400 и 800 долларов.« — «А напишу, что 200 и 700." Вероятно, работает какая-то внутренняя инструкция.
В этом месте таможенник замечает наклейку внедорожного фестиваля в Аджарии и далее следует минут десять непринуждённого трёпа, разве что чаем не угощают.
Далее нужно подъехать машиной к сарайчику со сканером. «Все выгружать?» — «Зачем все?! Чемодан, сумку и вот этот ящик». Получаем отметку в предыдущем окошке, где сидит уже другой инспектор — и всё!
А вот мой попутчик с армянской отметкой застрял на целый час. Его, конечно, пропустили, но он им и об Армении рассказывал, и Инстаграм и Мордокнигой показывал; Армения ему, кстати, не понравилась — «воровская страна».
На обратном пути мы ночевали в Кубе и чтобы не делать крюк, решили переходить в Самуре.
Все просто: страховку и табульку в одно окошко, оттуда со штампиком в соседнее здание с то ли почтой, то ли банком, имеющим доступ к БД с вашей машиной и оплата транспортного налога — 35 манат на Дискавери, — обратно с квитанцией и еще одной отметкой на табульке, сканер — «Что выгружать?» — «Только один чемодан!», осмотр машины и пограничник — «Вы когда въехали?» — «В прошлую субботу, 10 дней еще не прошло!» Декларация, что заполняли на въезде, не потребовалась.
Пассажиры отдельно: «Можно в качестве ручной клади взять дамский рюкзачок?» — «Берите!»
Что интересно, в очереди из трех десятков легковых машин на выезд из ПП «Самур» (а фактически, на въезд в «Яраг-Казмаляр») только машины с азербайджанскими номерами, с российскими — я один. Зато фуры (а они проезжают быстро, поскольку таможенное оформление груза делается на отдельной площадке перед поселком) на номерах двух десятков областей, больше всего, конечно, дагестанских, несколько — из Украины, были замечены латвийские и молдавские. Парадокс…
В «Яраг-Казмаляре» забором закрыта половина ниток оформления, распределение машин ведется в ручном режиме. Штампик в паспорт: «Где больше понравилось?» — и чувство удовлетворения, что понравилось больше в Азербайджане. Сканера нет, но перед осмотром машины заставили выгрузить всю (всю!) ручную кладь, включая сумку с фотоаппаратом и рюкзачок. Потом внимательный осмотр, в т. ч. и подкапотного пространства (странно, что не заглянул в левый подкапотный отсек — полмешка картошки там точно могло бы поместиться). Беседа с таможенником о нормах беспошлинного ввоза алкоголя и сигарет. Запись в журнал фамилии, номера машины и числа пассажиров.
Что интересно, на других погранпереходах, которые я проходил и раньше, и в этом году, по разные стороны границы — разная национальная ментальность. Здесь с обоих сторон южная кавказская ленность и пофигизм и только по флагу над МАПП понимаешь, на какой ты еще стороне.
Фото нет, поскольку на погранпереходах снимать запрещено.